Историко-культурные достопримечательности

Половецкий воинПоловецкий воин

На экологической тропе «Стрелецкая степь» в Центрально-Черноземном заповеднике стоит каменное изваяние, так называемая «каменная баба». Сотрудники Курского музея Археологии датируют её XI веком.

В  17-м веке тысячи каменных изваяний стояли на древних курганах и  возвышениях, заметных издали участках степи (на водоразделах, при слиянии рек, на перекрестках дорого). Как правило, изваяния стояли по двое, а то и по 5-10 штук на каждом кургане. Ставили их на перекрестках дорог, где они показывали направление пути (в ту сторону куда было обращено лицо и надо было дальше двигаться, чтобы выйти на какое-либо поселение). «Каменные бабы» считались и божествами, которым покланялись, приносили жертвы, выпрашивая исполнить желание.

В период освоения степей, курганы начали распахивать, а «каменных баб» стали в массовом количестве уничтожать или в лучшем случае свозить в крестьянские усадьбы для практических нужд, а в помещичьи – для украшения парков. Но русские ученые сумели в конце 19-го века добиться от правительства охраны этих замечательных произведений степного искусства.

Главный редактор журнала Муравейник Н. Старченко, директор ЦЧЗ А.А. Власов, журналист В.М. ПесковНа экологической тропе

«Каменные бабы» изучались многими русскими исследователями, которые пришли к выводу, что они принадлежат половецкой культуре. В основу типологии легли: пол статуи (мужской или женский), поза (сидящие, стоящие) и разнообразные изобразительные и технические приемы, использовавшиеся при изготовлении статуй. При построении эволюционного ряда можно  выделить следующие этапы: к 1-му (раннему) этапу относятся стеловидные и плоские статуи (к ним относится и «каменная баба», стоящая в Стрелецкой степи); ко 2-му – круглые скульптуры (стоящие и сидящие), но со слабо обработанной спиной и низким рельефом в изображении рук, живота, лица. Далее развитие рельефной круглой скульптуры идет по пути детализации портретных и костюмных элементов (украшений, оружия и разного бытового интерьера). Это позволило узнать многие элементы костюма не известные ранее, так как от них остались лишь изображения на статуях. Ни у кого из исследователей не вызывает сомнения, что каменные половецкие изваяния – остатки сложных верований и обрядов, связанных с культурой предков. Статуи не были надмогильными памятниками, они воздвигались в степи на высоких местах в тщательно оборудованных для этого святилищах. Развалы камня рядом с остатками изваяний попадались и в восточноевропейских степях. В начале 70-х были открыты святилища донецким археологом М. Швецовым. В центре огороженного пространства были обнаружены пьедесталы двух (мужской и женской) статуй. У подножья их найдены многочисленные следы жертвоприношений – кости животных, а в одном из святилищ было погребено  изображение медведя. Скульптура не превышала в длину 0,6 м и являлась, видимо, символом родоначальника рода, к которому принадлежали скульптурные изображения мужчины и женщины, стоявшие в центре святилища. Найденные останки жертвоприношений позволили установить состав жертвенных животных: конь, бык, баран, собака. В одном случае было обнаружено ритуальное захоронение ребенка, умерщвленного, видимо, специально в качестве жертвы. С приходом в степи монголо-татар, уничтоживших половецкую аристократию, прекратилось в степях и производство этих замечательных произведений искусства. До революции сведения о наличии «каменных баб» в Курской губернии упоминались в следующих местностях: недалеко от Обояни, близ Дроздовских курганов, также в с. Ивня (Обоянский уезд) в саду графа Клейнмихеля, в сл. Мантурово Тимского уезда, а также две «бабы» в имении Томилиных и других местах. Все они были привезены извне, с юга.

© 2012-2017 ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина»
Адрес: 305528 Курская область, Курский район, пос. Заповедный | Тел./факс: (4712) 59-92-54 | E-mail: alekhin@zapoved-kursk.ru