Школьные экспедиции
Реализация программы «Школа полевой экологии» осуществляется Центрально-Черноземным заповедником совместно с Дворцом пионеров и школьников г. Курска с 2000 г. по 2012 г. Ежегодно в течение 12 лет во время летних каникул две группы детей и подростков из Дворца прибывают в заповедник в летние детские экологические экспедиции. (За это время были одна зимняя и несколько осенних экспедиций).
Программа экспедиций охватывает изучение различных объектов природы: растений, пресмыкающихся, птиц, зверей и грибов. Ребята вместе с сотрудниками заповедника осваивают методики проведения научных исследований: учатся делать геоботанические описания и фитопатологические обследования, проводить учеты гадюки степной, ящерицы прыткой, слепыша, пораженности растений.
Кроме научно-исследовательской работы с ребятами за короткую экспедицию проводится масса различных мероприятий – это и экскурсии в Музей Природы заповедника, и показ экологических видеофильмов в Экоцентре и проведение различных экологических игр и экодесантов.
По завершению работы в заповедник предоставляется отчет, где приводятся все данные, полученные за время экспедиции, сведенные в таблицы или обработанные иным образом. Юные исследователи не замыкаются в себе, а творчески общаются с коллегами. Все участники экспедиции обрабатывают материал, готовят доклады и презентации, участвуют во многих очных и заочных конференциях международных, областных, городских; приглашаются в другие заповедники на конференции, получая десятки дипломов и грамот. Работы детей публикуются в сборниках материалов школьных конференций; участвуют во Всероссийских конкурсах детских экологических проектов: «Зеленая планета», «Человек на Земле» и многих других. Работа в экспедициях на базе заповедника часто освещается в СМИ.
За период сотрудничества при проведении занятий, экологических летних и зимних экспедиций школьники начинают понимать значимость экологических проблем (местных, региональных, государственных, глобальных). За время, проведенное в экспедициях, ребята знакомятся с особо охраняемыми природными территориями России и Курской области. Приобщаются к выполнению простейших видов экологических исследований на охраняемых природных территориях. Усваивают навыки экологической культуры при повседневном общении с природой.
Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к эксперименту, увеличивает интерес к экологическому состоянию местности, экологическим проблемам родного края, возбуждает интерес к решению экологических проблем. Некоторые школьники приезжают по 5-7 лет подряд в экспедиции в заповедник и выбирают свой дальнейший профессиональный путь, связанный с биологией и экологией. Например, у педагога дополнительного образования Дворца пионеров и школьников г. Курска Л.Ю.Кениг – руководителя одной из групп, ежегодно работающей в экспедиции в заповеднике, дети участвовали в национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России» и по итогам 2010-2011 учебного года, 6 воспитанников вошли в сотню лучших учеников России, а ее ученица Нина Бондаренко заняла 1-е место.
Экологическая исследовательская работа должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса.