Резолюция

 

РЕЗОЛЮЦИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ

 

«ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ  

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ»

 

30 августа 2013 г.

Республика Хакасия, г.Саяногорск

 

В период с 28 по 30 августа 2013 года в г. Саяногорске (Республика Хакасия) Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением «Государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский» проведено всероссийское совещание руководителей государственных природных заповедников и национальных парков «Перспективы развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях федерального значения».

В работе совещания приняли участие 192 человека, в том числе Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е.Донской, и.о. Главы Республики Хакасия В.М.Зимин, 137 руководителей государственных природных заповедников и национальных парков России, представители Минприроды России, Ростуризма, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, Института проблем экологии и эволюции им.Северцова РАН, Общественной палаты Российской Федерации, Русского географического общества, Всемирного фонда дикой природы (WWF), Союза охраны птиц России, Эколого-просветительского центра «Заповедники», Союза фотографов-натуралистов, иных негосударственных организаций, средств массовой информации.

 

Участники Совещания:

 

Просят Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

 1. Уделять особое внимание вопросам повышения профессиональной квалификации руководителей и специалистов государственных природных заповедников (далее – заповедники) и национальных парков, проведению соответствующих курсов и обучающих семинаров.

2. Предусмотреть, начиная с 2014 года, организацию и проведение обучающих семинаров для руководителей и специалистов заповедников и национальных парков по различным направлениям на базе соответствующих особо охраняемых природных территорий федерального значения (далее – ООПТ).

3. Проработать вопрос о создании федерального учебного центра, а также ряда региональных учебных центров на базе заповедников и национальных парков, эффективно работающих в природоохранной, научной и эколого-просветительской сферах, имеющих опыт проведения обучающих семинаров и соответствующую инфраструктуру (национальные парки «Кенозерский», «Смоленское Поозерье», заповедники Байкальский, Воронежский, Кавказский, Центрально-Лесной, «Хакасский», «Столбы» и др.).

 

4. Организовать и провести:

в 2013 году - совещание по вопросам ведения экологического мониторинга на ООПТ для сотрудников научных отделов заповедников и национальных парков на базе заповедника «Столбы»;

в 2014 году:

- 2-х недельные курсы повышения квалификации заместителей директоров заповедников и национальных парков по охране территории;

- всероссийское совещание заместителей директоров заповедников и национальных парков по эколого-просветительской работе;

- совещание с участием представителей морских ООПТ, туроператоров и Ростуризма на предмет выработки единой политики осуществления туристской деятельности на морских ООПТ;

- конференцию по проблемам развития  познавательного детско-юношеского туризма на ООПТ России.

5. Рассмотреть возможность разработки компьютерной программы для обучения и последующего тестирования государственных инспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков.

6. Актуализировать и утвердить в обновленных редакциях методические рекомендации:

по организации охраны заповедников и национальных парков;

по организации и ведению научно-исследовательской деятельности и экологического мониторинга в заповедниках и национальных парках;

по организации и ведению эколого-просветительской деятельности в заповедниках и национальных парках.

7. Подготовить и утвердить методические рекомендации:

по проведению биотехнических мероприятий на федеральных ООПТ;

по развитию познавательного туризма на федеральных ООПТ, включая:

- основные принципы и приоритеты с учетом особенностей заповедников и национальных парков и заповедников, а также рекомендации по разработке стратегий познавательного туризма для каждой ООПТ;

- особенности круизного туризма на морских ООПТ, включая вопросы организации и регулирования посещения морских ООПТ в экскурсионных целях;

 - рекомендации по вопросам демонстрации посетителям диких животных в естественных условиях;

- рекомендации по созданию и обустройству экскурсионных экологических троп, смотровых площадок, «визит-центров» и иных объектов туристской  инфраструктуры;

по вопросам работы с волонтерами;

по организации взаимодействия со средствами массовой информации;

по организации и проведению школьных экологических лагерей, экспедиций и школ, в том числе с учетом опыта национальных парков «Водлозерский», «Кенозерский», «Мещера»,  заповедников Алтайского и «Денежкин Камень».

8. Инициировать внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих:

а) значительное увеличение размера взыскания за ущерб, причиненный сбором или уничтожением растений, занесенных в Красную книгу России;

б) ужесточение наказания за преступления, совершенные на ООПТ, предусмотренные статьями 256, 258 и 262 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ);

в) определение размера значительного ущерба, нанесенного нарушением режима ООПТ (ст. 262 УК РФ);

г) внесение изменений в статью 258 УК РФ в части установления уголовной ответственности за незаконное нахождение с расчехленным или заряженным огнестрельным, пневматическим и метательным оружием на федеральных ООПТ;

д) внесение изменений в статью 25.7 КоАП РФ в части определения возможности применения в отсутствии понятых мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в отдаленной и труднодоступной местности, вне населенных пунктов;

е) определение порядка установления лимитов добычи объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на федеральных ООПТ;

ж) выплату полевого довольствия сотрудникам заповедников и национальных парков;

з) возможность проведения санитарно-оздоровительных мероприятий и рубок единичных деревьев, представляющих угрозу жизни людей и объектам инфраструктуры, с последующим внесением соответствующих изменений в лесохозяйственные регламенты, проекты освоения лесов и лесные декларации;

и) распространение концессионных отношений на ООПТ;

к) направление средств от арендной платы по договорам аренды земельных участков на территориях национальных парков и биосферных полигонов биосферных заповедников, на обеспечение финансирования основной деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений (далее – ФГБУ), осуществляющих управление соответствующими национальными парками и биосферными заповедниками;  

л) уточнение вопросов охраны и использования объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

9. Утвердить в 2013 - 2014 годах:

а) единый логотип и основные элементы фирменного стиля федеральной системы ООПТ;

б) образцы форменного обмундирования для различных категорий работников заповедников и национальных парков;

в) образцы служебных удостоверений работников заповедников и национальных парков;

г) образцы режимных и информационных аншлагов для федеральных ООПТ;

д) индивидуальные (для каждого заповедника и национального парка) нормы обеспечения пожарной техникой и оборудованием.

10. Актуализировать и утвердить обновленные нормы обеспечения (и списания) работников заповедников и национальных парков:

а) форменным обмундированием, специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной защиты;

б) продуктами питания при выполнении полевых работ и тушении природных пожаров.

 

11. Разработать и утвердить:

- методические рекомендации по организации экологического мониторинга на федеральных ООПТ;

- типовую программу экологического мониторинга в заповедниках и национальных парках;

- форму ежегодного отчета о состоянии природных комплексов федеральных ООПТ;

- методику оценки состояния природных комплексов и тенденций их изменения на федеральных ООПТ;

- нормативы и критерии ландшафтных рубок, с последующим внесением соответствующих изменений в Правила ухода за лесами, утвержденными приказом МПР России от 16 июля 2007 г. № 185;

- типовые договоры между ФГБУ, осуществляющими управление федеральными ООПТ, и туроператорами, учитывающими  вопросы специфики территорий, ответственности сторон, безопасности посетителей и др.;

- Кодекс поведения работников заповедников и национальных парков.

12. Начать формирование кадрового резерва, в том числе создать в течение 2014 года базу данных, содержащую сведения о вакансиях и лицах, желающих трудоустроиться на работу в заповедник или национальный парк, в том числе о действующих работниках, желающих перейти на работу на другую ООПТ.

13. Обобщить, определить порядок и рекомендовать к распространению положительный опыт организации выездов инспекторского состава соответствующих заповедников и национальных парков на другие федеральные ООПТ с целью обмена опытом и оказания практической помощи в деле борьбы с браконьерством и иными экологическими правонарушениями.

14. Ввести в практику формирование из числа наиболее опытных госинспекторов заповедников и национальных парков «групп быстрого реагирования», направляемых по заданию Минприроды России на проблемные федеральные ООПТ с целью оказания помощи и проведения необходимых мероприятий, связанных с охраной природных комплексов и объектов.

15. Ввести в практику информирование заповедников и национальных парков о событиях, происходящих внутри федеральной системы ООПТ, включая разбор нестандартных ситуаций.

16. Ежегодно обобщать и распространять имеющиеся инновации в области охраны природных комплексов и объектов, мониторинга окружающей среды, экологического просвещения и других направлений деятельности заповедников и национальных парков.

17. Организовать проведение ежегодного всероссийского конкурса «Лучший по профессии» для работников заповедников и национальных парков.

18. Ускорить разработку Стратегии охраны лесов от пожаров на территориях заповедников и национальных парков.

19. Заключить соглашение с МВД России о взаимодействии в области охраны окружающей среды и охраны правопорядка на федеральных ООПТ (по принципу существующего соглашения с ФСБ России).

20. Обратить в Росреестр с просьбой об организации работ по внесению в государственный кадастр недвижимости земель, включенных в состав территорий  национальных парков без изъятия из хозяйственной эксплуатации.

21. Обратиться в органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

- по вопросу внесения в государственный кадастр недвижимости  охранных зон заповедников и национальных парков как зон с особыми условиями использования территорий;  

- с просьбой об освобождении федеральных бюджетных учреждений – заповедников и национальных парков – от налога на имущество;

- по вопросу о сохранении, поддержке и развитии учреждений образования, медицинского обслуживания и культуры, а также создании современной инженерной инфраструктуры (тепло-, водо,- электроснабжение) в населенных пунктах в границах федеральных ООПТ, в целях повышения туристского потенциала данных территорий и повышения качества жизни местного населения;

- о включении мероприятий по строительству, ремонту и реконструкции дорог общего пользования, прилегающих к федеральным ООПТ, в перечень первоочередных;

- с просьбой согласовывать региональные программы развития туризма, предусматривающие мероприятия на федеральных ООПТ, с ФГБУ, осуществляющими управлении соответствующими ООПТ.

22. Обратиться:

в Федеральную миграционную службу – о решении вопроса доступа инспекторского состава федеральных ООПТ к базам данных ФМС в части установления личностей нарушителей законодательства об ООПТ;

в Федеральное агентство по рыболовству – о решении вопроса доступа ФГБУ, осуществляющих управление морскими ООПТ, к данным системы космического мониторинга морских судов;

в Ростуризм:

– о рассмотрении возможности включения федеральных ООПТ в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»;

- с предложением о создании межведомственной рабочей группы по развитию экологического туризма;

- с предложением о включении ряда ООПТ федерального значения в программу «Познай своё Отечество» в ходе ее формировании.

совместно с Ростуризмом в ФСБ России с просьбой рассмотреть вопрос об изменении Административного регламента по выдаче пропусков в пограничные зоны с целью упрощения процедуры и изменения сроков выдачи таких пропусков как российским, так и иностранным гражданам;

в Службу рыб и диких животных США с просьбой разработать программу стажировки для российских специалистов по изучению опыта обустройства «визит-центров» и иных элементов  инфраструктуры познавательного туризма  и организовать прием такой группы в 2014 году в рамках российско-американского двустороннего сотрудничества в области охраны окружающей среды.

23. Развивать практику организации и проведения стажировок и ознакомительных поездок руководителей и специалистов заповедников и национальных парков в зарубежные и отечественные национальные парки и иные природные резерваты; организовать серию соответствующих мероприятий на базе зарубежных ООПТ, в том числе  в США, ЮАР, Танзании и Белоруссии.

24. Обеспечить необходимую численность сотрудников отделов Минприроды России, обеспечивающих координацию работы подведомственных заповедников и национальных парков и оказывающих им консультативную и методическую помощь соответствующим ФБГУ по вопросам их основной деятельности.

25. Разработать и реализовать программу проведения знаковых мероприятий, общих для всей федеральной системы ООПТ, в том числе:

- участие в работе VI Всемирного конгресса по ООПТ (Сидней, 2014 г.);

- празднование  100-летие заповедной системы России (2016 г.).

Проработать вопросы вовлечения известных в стране и мире публичных фигур  (политиков, деятелей культуры, журналистов и др.) к указанным мероприятиям.

26. Рассмотреть вопрос о проведении в 2016 - 2017 гг. в России крупного международного форума по актуальным проблемам ООПТ, приуроченного к 100-летию заповедной системы России.

27. Совместно с Русским географическим обществом и ПРООН/ГЭФ сформировать российскую делегацию для участия в VI Всемирном конгрессе по ООПТ,  обеспечив её высокий представительский  уровень. Рассмотреть возможность организации на Конгрессе отдельного павильона федеральной системы ООПТ России с представлением выставочной экспозицией и информационно-рекламной продукции соответствующего уровня.

Предложить заповедникам и национальным паркам различные формы участия в VI Всемирном конгрессе по ООПТ в соответствии с его тематикой, а также рассмотреть возможность привлечения спонсоров и партнерских структур к организации мероприятий, связанных с проведением Конгресса.

28. Организовать (в том числе в рамках деятельности профильных рабочих групп Экспертного совета по ООПТ при Минприроды России):

- разработку текстовых материалов о российских ООПТ для размещения на официальных сайтах заповедников и национальных парков в сети Интернет;

- подготовку перечня материалов, рекомендуемых для размещения в разделе «Развитие познавательного туризма» на официальных сайтах заповедников и национальных парков в сети Интернет;

- подготовку предложений по типовому дизайн-макету буклета по ООПТ, а также иной печатной продукции указанной направленности;

- подготовку ежегодного обзора основных достижений заповедников и национальных парков в области экологического просвещения для последующего распространения его электронной версии в федеральной системе ООПТ;

- разработку типовых программ-модулей повышения квалификации сотрудников отделов экологического просвещения заповедников и национальных парков по основным направлениям их деятельности;

-  подготовку предложений по выработке критериев (показателей) эффективности эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков и работы сотрудников их соответствующих отделов;

- подготовку предложения по дизайн-макету «Паспорта путешественника по ООПТ России» и проведение эксперимента по его внедрению;

- обобщение и распространения положительного опыта по организации детских экологических лагерей и школьных научных экспедиций на ООПТ;

- проработку вопроса о создании электронного путеводителя по федеральным ООПТ;

- подготовку предложений по программе и планам-графикам мероприятий празднования  100-летия заповедной системы России, включая проведение передвижных фотовыставок, в том числе фотовыставок под открытым небом в крупных городах, а также по изданию фотоальбома «Заповедная Россия»;

- подготовку предложений по организации эколого-просветительской деятельности в отдельных заповедниках и национальных парках, характеризующихся низкой эффективностью работы в данном направлении;

- проработку вопроса об организации общероссийского детского конкурса по  тематике ООПТ  и возможности награждения победителей конкурса путевками в детские оздоровительные лагеря «Орленок» или «Океан»;

- проработку вопроса о размещении в аэропортах и иных общественных местах рекламно-информационных материалов по федеральным ООПТ;

- подготовку предложений по разработке унифицированных методических материалов по системе ООПТ для учителей;

- разработку системы оценки эффективности работы научных сотрудников заповедников и национальных парков;

- методические рекомендации по вопросам оказания ФГБУ, осуществляющих управление федеральными ООПТ, платных услуг.

29. Проводить ежегодные семинары по повышению квалификации работников заповедников и национальных парков, специализирующихся в области экологического просвещения, на базе Эколого-просветительского центра «Заповедники», а также заповедников и национальных парков, эффективно работающих в данной сфере.

30. Проработать вопрос о проведении экологических лагерей для детей работников заповедников и национальных парков на базе одной из федеральных ООПТ, с учетом опыта проведения таких мероприятий в предыдущие годы.

31. Распространить положительный опыт (национальный парк «Куршская коса», заповедник «Столбы») по созданию софтовых и интерактивных продуктов (приложений для мобильных устройств) - путеводителей по федеральным ООПТ.

32. Оценить возможность участия ООПТ в общероссийских выставках, в том числе проработать вопрос с Минкультуры России и Ростуризмом о возможности такого участия в туристских общероссийских и международных выставках.

33. Содействовать развитию общероссийского детского и молодежного Движения друзей заповедных территорий.

34. Проработать вопрос о проведении ежегодных конкурсов научных и научно-исследовательских проектов для сотрудников научных отделов заповедников и национальных парков.

35. Выйти с инициативой в Правительство Российской Федерации по вопросу необходимости создания сезонных или временных контрольно-пропускных пунктов пограничных и таможенных органов на ключевых морских ООПТ, расположенных в Арктике и на Севере Дальнего Востока.

36. Рассмотреть вопрос о возможности  оснащения ряда удаленных и труднодоступных заповедников и национальных парков авиацией общего назначения с целью повышения эффективности их функционирования.

37. Продлить сроки реализации программ по развитию познавательного туризма на «модельных» федеральных ООПТ.

38. Продолжать практику реализации модельных проектов по развитию познавательного туризма на федеральных ООПТ, предусмотреть  расширение перечня заповедников и национальных парков, участвующих в данной программе.

39. Предусмотреть выделение дополнительных  бюджетных ассигнований на осуществление содержания объектов инфраструктуры познавательного туризма на федеральных ООПТ.

40. Направить подведомственным ФГБУ разъяснения по вопросам возможности и процедуры предоставления в аренду объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений) федеральных учреждений.

41.   Актуализировать форму государственного задания ФГБУ, в том числе включив в перечень разделов блок мероприятий по международному  сотрудничеству.

42. Внести изменения в уставы ФГБУ:

- уточняющие перечень основных видов деятельности учреждений, реализующих мероприятия по международному сотрудничеству;

- предусматривающие возможность реализации древесины от всех видов рубок, проводимых в заповедниках и национальных парках.

43. Подготовить разъяснения в адрес бюджетных учреждений по вопросу подготовки планов закупок на 2014-2016 гг. с последующим размещением их на соответствующем сайте.

44. Создать в рамках деятельности Экспертного совета по ООПТ при Минприроды России рабочей группы по внедрению новых технологий на ООПТ.

45. Проработать вопрос о возможности предоставления подведомственным ФГБУ спутниковых снимков сверхвысокого разрешения федеральных ООПТ и их охранных зон.

46. Вынести на широкое общественное обсуждение варианты эмблемы (логотипа), разработанной для федеральной системы  ООПТ (обсуждение в профессиональном сообществе, в социальных сетях (в том числе на блоге И.П.Шпиленка), направление на рассмотрение в Геральдический совет при Президенте Российской Федерации), завершив это обсуждение до конца 2013 года.

По результатам указанного обсуждения одобрить соответствующий вариант эмблемы (логотипа) федеральной системы ООПТ.

47. Разработать методические рекомендации по использованию фирменного стиля федеральной системы ООПТ в сочетании с символикой конкретной ООПТ. Распространить и внедрить единый фирменный стиль в практику работы всех заповедников и национальных парков.

48. Разработать типовые варианты архитектурных решений для объектов и элементов инфраструктуры на федеральных ООПТ, включая малые архитектурные формы. Подготовить и издать (разместить в виде электронного каталога на интернет-ресурсе) иллюстрированный альбом типовых эскизных проектов, а также наиболее удачных реализованных проектов на конкретных ООПТ.

49. Разработать предложения по оформлению входных (въездных) групп на федеральных ООПТ.

50. Организовать подготовку и выпуск рекламно-информационной продукции под общим брендом «Заповедная Россия».

51. Обратить внимание на формирование имиджа директора заповедника (национального парка). Подготовить программу специализированных курсов для директоров ООПТ, включающих вопросы психологии, конфликтологии, ораторского искусства, современных технологий (PR, маркетинг и др.).

52. Разработать и реализовать программу мероприятий по формированию позитивного имиджа сотрудников заповедников и национальных парков и повышению престижа «заповедных» профессий (фильмы, публичные конкурсы, игры, флешмобы и др.).

53. Провести маркетинговые исследования  качества оказываемых услуг и выполняемых работ в системе заповедников и национальных парков.

54. Составить единую для всех федеральных ООПТ информационную базу данных о гарантированных объектах показа, условиях посещения и правилах поведения на ООПТ. Организовать широкое распространение этой информации, в том числе разместив ее на различных профильных Интернет-сайтах.

55. Обобщить и распространить накопленный в системе заповедников и национальных парков  опыт анкетирования, проведения соцопросов и других методов оценки имиджа ООПТ среди различных слоев населения, государственных и муниципальных органов, с целью выявления проблемных вопросов взаимодействия и причин негативного (или позитивного) отношения к ООПТ.

56. Проработать с Минфином России вопрос о возможности выделения дополнительных средств федерального бюджета:

- на пошив и приобретение форменного обмундирования  для работников заповедников и национальных парков;

- на изготовление и установку аншлагов единого образца.

57. В целях  обеспечения развития познавательного туризма на федеральных ООПТ проработать вопрос о существенном увеличении количества штатных сотрудников соответствующих ФГБУ с целью увеличения численности специалистов отделов экологического просвещения и познавательного туризма.

58. Сформировать Рабочую группу по PR и связям с общественностью Экспертного совета по ООПТ при Минприроды России в целях разработки методических рекомендаций, планирования и проведения PR-мероприятий в интересах федеральной системы ООПТ.

59. Рассмотреть вопрос о возможности создания объединенного пресс-центра заповедников и национальных парков России в г. Москве.

60. Разработать коммуникационную стратегию федеральной системы ООПТ – план PR-мероприятий для реализации на федеральном уровне начиная с 2014 года.

61. Разработать пакет предложений по ряду федеральных ООПТ для привлечения благотворителей и спонсоров.

62. Популяризировать успехи заповедников и национальных парков  по выполнению международных обязательств Российской Федерации.

63. Продолжить практику организации ежегодных семинаров и рабочих встреч с участием зарубежных специалистов  с целью изучения передового опыта управления ООПТ, имеющих статус объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

64. Провести анализ существующих и потенциальных конфликтов в практике управления ООПТ между природоохранными и социально-экономическими приоритетами, подготовить рекомендации по их решению.

65.  Рассмотреть возможность выделения финансовых средств для продвижения туристского продукта российских ООПТ за рубежом (разработка информационных материалов на иностранных языках, участие в международных туристских выставках и др.).

66. Активизировать сотрудничество с крупнейшими международными организациями в сфере  ООПТ: Федерация Европарк, Международная федерация рейнджеров, Всемирная комиссия по охраняемым территориям МСОП и др.

67. Рассмотреть возможность  выделения дополнительных бюджетных ассигнований на проведение работ по межеванию и выкупу сельскохозяйственных паев у пайщиков земель сельскохозяйственного назначения, включенных в состав национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации.

68. Подготовить предложения о введении института обязательного согласования с администрациями федеральных ООПТ правил землепользования и застройки населенных пунктов в границах ООПТ для сохранения их исторической планировочной структуры и традиционного архитектурного облика.

69. Распространить имеющийся в федеральной системе ООПТ положительный опыт работы с местным населением, включая программы микрокредитования, общественные советы, реализацию туристских программ  и другие направления.

70. Инициировать проведение  регулярных межсекторных совещаний/«круглых столов» с участием представителей ООПТ, органов государственной власти и местного самоуправления, туристских организаций и других заинтересованных сторон по вопросам межсекторного взаимодействия в сфере развития экологического туризма, в том числе на базе соответствующих федеральных ООПТ.

71. Обобщить и распространить по ООПТ международный и российский опыт сотрудничества отдельных ООПТ с туроператорами и иными туристскими организациями.

72. Уделять особое внимание вопросам повышения профессиональной квалификации руководителей заповедников и национальных парков в сфере развития познавательного туризма.

73. Проработать вопрос о подготовке специальных программ (в т.ч. дистанционных) для обучения гидов и экскурсоводов,  работающих на ООПТ.

74.  Рассмотреть вопрос привлечения дополнительных инвестиций в развитие объектов инфраструктуры познавательного туризма на федеральных ООПТ.

75. Расширять практику создания на федеральных ООПТ и прилегающих территориях  сезонных передвижных баз размещения посетителей (юрты, стационарные палатки).

 

Рекомендуют руководителям заповедников и национальных парков:

1. Организовывать оперативные группы (при необходимости, подчиняющиеся непосредственно директору ФГБУ) с возложением на них функций контроля структурных подразделений и отдельных работников учреждения в части соблюдения природоохранного законодательства.

2. Внедрять дистанционные методы контроля (спутниковые GPS-трекеры и др.) за передвижением работников и транспортных средств учреждения.

3. Шире привлекать к проведению оперативных мероприятий по надзору за соблюдением природоохранного законодательства сотрудников правоохранительных органов (полиции, прокуратуры и др.).

4. Ввести в практику внутреннюю ротацию государственных инспекторов по охране территории, закрепленных за кордонами.

5. Лично проводить регулярные проверки проблемных точек (кордонов, стационаров и др.) на подконтрольных ООПТ.

6. Систематически вести мониторинг сообщений в сети Интернет (в первую очередь – в социальных сетях), касающихся деятельности ФГБУ, в т.ч. с целью выявления информации о нарушениях установленного режима охраны ООПТ.

7. Шире использовать в работе данные космического мониторинга, дистанционных методов, фото- и видео наблюдений.

8. Уделять особое внимание вопросам повышения квалификации сотрудников отделов экологического просвещения ФГБУ, в том числе обеспечивать повышение квалификации специалистов не реже 1 раза в 2 года, в том числе путем направления на стажировки, семинары и ознакомительные поездки в российские и зарубежные заповедники и национальные парки.

9.  Расширять формы и методы морального стимулирования наиболее эффективно работающих сотрудников учреждения, включая их представление к государственным и ведомственным наградам.

10. Уделять особое внимание привлечению к участию в эколого-просветительских акциях известных людей (политиков, деятелей культуры и др.).

11. Активно использовать возможности инновационных технологий в природоохранной, научно-исследовательской, эколого-просветительской  деятельности и развитии познавательного туризма на ООПТ.

12. Максимально использовать потенциал научных отделов заповедников и национальных парков при подготовке решений в сфере управления ООПТ, сохранения и восстановления природных и историко-культурных комплексов и объектов, научного обеспечения деятельности в области экологического просвещения, туризма и рекреации, в том числе:

- в проведении обучающих занятий с инспекторским составом и сотрудниками отделов экологического просвещения и туризма;

- в подготовке к изданию материалов эколого-просветительского характера;

- в подготовке информационной составляющей музеев природы, «визит-центров», оборудованных экологических троп и смотровых площадок;

- в выборе и проектировании экскурсионных экологических троп и туристических маршрутов;

- в выработке мер по минимизации негативного воздействия на природные комплексы в ходе развития познавательного туризма;

- в разработке экскурсионных программ для различных категорий посетителей;

- в информационном насыщении Интернет-сайтов ФГБУ;

- в разработке документов среднесрочного планирования.

13. Осуществлять контроль за информацией об ООПТ, размещаемой на сторонних Интернет-ресурсах  (Википедия, региональные Интернет-ресурсы и т.д.), обеспечивать своевременное исправление фактических ошибок и неточностей в соответствующей информации.

14. Обеспечить размещение на официальных Интернет-сайтах учреждений следующих материалов (по мере их централизованной подготовки и утверждения):

эмблему (логотип) федеральной системы ООПТ;

интерактивную карту и общую унифицированную информацию по федеральной системе ООПТ;

информацию о «Живых символах России»;

ссылки на сайты близлежащих заповедников и национальных парков.

Разработать в 2014-2015 годах «Детские странички» на официальных сайтах ФБГУ, включая организацию специальных конкурсов, викторин и др.

15. При разработке и реализации эколого-просветительских программ осуществлять взаимодействие с музеями-заповедниками, краеведческими музеями, иными учреждениями культуры и образования, с соответствующими органами власти и местного самоуправления, с общественными и иными заинтересованными организациями.

16. Инициировать создание и поддерживать работу детских и молодежных профильных объединений (школьные лесничества, юннатские кружки, клубы друзей и др.).

17. При разработке программ познавательного туризма всемерно учитывать особенности природного и культурного наследия, историю и традиции природопользования данного региона.

18. Развивать работу с российскими и зарубежными волонтерами по реализации всех задач, возложенных на ООПТ, рассматривая эту работу как эффективную форму экологического просвещения и познавательного туризма.

19. Шире привлекать профессиональных фотографов-натуралистов, и кинооператоров к проведению фото- и видеосъемок на ООПТ, использовать результаты их работы при организации фотовыставок, издании полиграфической продукции, оформлении официальных Интернет-сайтов ООПТ и т.д.

20. Шире использовать потенциал Фестиваля дикой природы «Золотая черепаха» для популяризации ООПТ (участвовать в фотовыставках об ООПТ, организованных в рамках Фестиваля, использовать центральную площадку Фестиваля в г. Москве и площадки в регионах для информирования о соответствующих  ООПТ).

21. В обязательном порядке оформлять соглашения (договора) о взаимодействии фотографов-натуралистов и кинооператоров с соответствующими ФГБУ, осуществляющими управление   ООПТ, в том числе в части предоставления этим учреждениям результатов работ для использования в эколого-просветительских, научных и иных целях.

22. Считать приоритетом при проведении фото- и киносъемок на ООПТ обеспечение безопасности снимаемых объектов животного мира, а также безопасности фотографов и кинооператоров при проведении указанных работ.

23. Разработать и осуществлять меры, направленные на повышение значимости научных исследований и результатов экологического мониторинга на ООПТ, в том числе связанные с повышением качества и востребованности результатов НИР, а также их популяризацией.

24. Предусматривать при разработке планов НИР учреждений проведение исследований по оценке рекреационного потенциала и рекреационной емкости ООПТ, а также подготовку предложений по минимизации воздействия на природные комплексы и объекты.

25. Внедрять систему комплексного рекреационного мониторинга на всех экскурсионных и туристских, функционирующих на ООПТ.

26. Проводить социологические исследования с целью оценки качества и результатов деятельности учреждения в сфере развития экологического просвещения и познавательного туризма.

27. Для прогноза и определения путей минимизации негативных воздействий на природные комплексы, а также планирования развития познавательного туризма на ООПТ, создать проблемно-ориентированную ГИС, в которой:

- интегрировать имеющуюся информацию о существующей и планируемой туристской инфраструктуре, рекреационных нагрузках, результатах комплексного рекреационного мониторинга;

- проводить пространственный анализ получаемых результатов с построением ситуационных моделей и прогнозов.

29. Использовать опыт Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника по получению (в рамках добровольной сертификации) Сертификата соответствия предоставляемых экскурсионных услуг требованиям Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

30. Осуществлять сотрудничество с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере развития познавательного туризма в соответствующих регионах.

31. Шире использовать практику привлечения специалистов и экспертов сторонних профильных организаций к выполнению НИР, связанных с развитием познавательного туризма на ООПТ.

32. Разработать научно-обоснованные программы проведения биотехнических мероприятий на территориях заповедников,  национальных парков и подконтрольных федеральных заказников, в том числе в целях демонстрации посетителям диких животных в естественных условиях.

33. Разработать проблемно-ориентированные познавательные/обучающие программы и тематические экскурсии, демонстрирующие роль научных исследований в охране природы (воздействие рекреационных нагрузок на экосистемы, глобальное потепление, дендрохронология, лесопатология и др.) или обеспечить включение данных тем в уже существующие программы.

34. Шире использовать научную инфраструктуру ООПТ в качестве объектов показа (демонстрация научных стационаров, пробных площадей, лабораторий и т.п.).

35.   Осуществлять всестороннее взаимодействие с научными организациями туристской направленности в сфере развития познавательного туризма на территориях заповедников и национальных парков.

36. Обеспечить специальную подготовку сотрудников морских ООПТ, обеспечивающих информационное, экскурсионное и контрольно-надзорное сопровождение круизных туристских рейсов на соответствующих ООПТ.

37. Заключать договора с региональными подразделениями МЧС России о взаимодействии с целью обеспечения безопасного пребывания туристов на ООПТ.

38. Направить соответствующих сотрудников ФГБУ на обучение в сфере государственных закупок по контрактной системе на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

39. Определить сотрудников ФГБУ с единообразным подходом к процедуре государственных закупок с последующим:

- изданием (актуализацией) приказа о создании комиссии и утверждении состава комиссии с включением обученных сотрудников;

- определением сотрудника (-ов), ответственных за работу с единой информационной системой по закупкам, планирование госзакупок, подготовку соответствующей документации и т.п.

40. Разработать и разместить в информационной системе до 15 декабря 2013 г. Положение о закупках в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

41. Проверить имеющиеся коды ОКВЭД учреждения и, при необходимости, открыть коды ОКВЭД на оказание платных услуг согласно типового перечня.

42. Организовать работу по освобождению учреждения от уплаты НДС (при наличии соответствующих условий).

43. Провести анализ заключенных договоров, содержащих элементы передачи помещений и отдельных объектов на праве пользования, на предмет выявления «скрытой» аренды, и привести указанные договоры в соответствие с нормами законодательства Российской Федерации. Исключить практику заключения договоров о сотрудничестве, предметом которых является передача помещения или части помещения во временное владение и (или) пользование.

44. Обеспечить организацию работ по ведению лесопатологического мониторинга на территориях заповедников и национальных парков.

45. При профилактике и тушении природных пожаров использовать опыт и ресурсы добровольных противопожарных формирований, содействовать их профессиональной подготовке.

46. Использовать опыт Сочинского национального парка и национального парка «Марий Чодра» по установлению сервитутов при строительстве и эксплуатации линейных сооружений на территории национального парка.

47. Проработать вопрос о подготовке перспективного плана по внедрению в деятельности ФГБУ ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также успешных методов сбора и утилизации твёрдых бытовых отходов.

48. Разместить на официальных сайтах ФГБУ инструменты для подсчета посетителей сайта и анализа их поведения (например, google analytics).

49. Перерегистрировать до 1 октября 2013 г. официальные доменные имена на ФГБУ (для учреждений, у которых официальные доменные имена зарегистрированы на третьих лиц).

50. Использовать опыт Кроноцкого и Байкальского заповедников по внедрению прямых интернет-трансляций природных объектов ООПТ.

51. Шире использовать в работе данные космического мониторинга, дистанционных методов, фото- и видео наблюдений.

52. Обратить  особое внимание на важность работы с региональными органами власти  и органами местного самоуправления в части формирования положительного имиджа заповедников  и национальных парков. Шире использовать в указанных целях имеющийся в системе ООПТ позитивный опыт, включая подготовку и использование презентационных пакетов полиграфической и сувенирной продукции, вовлечение в проводимые заповедниками и национальными парками  мероприятия, поздравления с праздничными датами и т.п.

53. В целях повышения качества издаваемой полиграфической продукции привлекать к ее подготовке дизайнеров-макетировщиков на условиях гражданско-правовых договоров.

54. Принять исчерпывающие меры по формированию тематических фотоархивов об истории, природе и основной деятельности в каждом заповеднике и национальном парке.

55. В целях повышения имиджа ООПТ, имеющих международный статус:

- в обязательном порядке размещать символику Всемирного наследия ЮНЕСКО, биосферных резерватов ЮНЕСКО, Рамсарских угодий, Совета Европы  и др. во всей издаваемой полиграфической продукции ФГБУ, на официальных Интернет-сайтах, на информационных аншлагах, стендах и баннерах, а также использовать ее при внешнем оформлении объектов инфраструктуры;

- включать в информационные материалы об ООПТ базовые сведения о об их международном статусе.

56. Провести инвентаризацию имеющихся на федеральных ООПТ объектах инфраструктуры, составить дефектные ведомости, сметные расчеты и планы их ремонта и реконструкции, а также списания и ликвидации объектов, пришедших в негодность, с представлением соответствующих заявок в Минприроды России.

57. Провести оценку имиджа организации по разработанной и апробированной Висимским заповедником методике.

58. При наличии значительного потока иностранных посетителей готовить информационно-рекламную продукцию и информационные аншлаги на 2-х и более иностранных языках, обеспечивая  соответствующий уровень перевода.

59.  Принять (в случае отсутствия) на работу сотрудника, обладающего соответствующими профессиональными качествами для организации работы со СМИ («пресс-секретаря»).

60. Организовать системную работу с федеральными, региональными и местными СМИ на некоммерческой основе, обеспечить выпуск пресс-релизов не реже раза в неделю.

61. Регулярно проводить обучающие мероприятия по повышению квалификации пресс-секретарей, обеспечивать их стажировки в крупных пресс-центрах и редакциях СМИ.

62. Активно интегрировать заповедники и национальные парки в социально-культурную среду регионов, проводить собственные и присоединяться к проведению региональных и федеральных культурно-досуговых мероприятий.

63. Активно использовать федеральные информационные площадки для ключевых пресс-мероприятий заповедников и национальных парков.

64. Ориентировать выпускаемые информационные материалы заповедников и национальных парков на социальную значимость для целевой аудитории.

65. Активно использовать социальные сети для освещения текущей деятельности заповедников и национальных парков, привлекать к сотрудничеству известных блогеров, фотографов дикой природы, содействовать  использованию  блогосферы работниками ФГБУ.

66. Способствовать участию работников заповедников и национальных парков в различных профессиональных и творческих конкурсах.

67. В публикуемых материалах позиционировать заповедники и национальные парки как единую федеральную систему ООПТ.

68. Использовать опыт заповедника «Убсунурская котловина» по развитию международного детского познавательного туризма на трансграничных ООПТ.

69. Шире использовать возможности трансграничных ООПТ для изучения зарубежного опыта и налаживания партнёрских связей с зарубежными профильными организациями.

70. Развивать партнерские отношения с зарубежными коллегами в рамках функционирования «ООПТ-побратимов».

71. Практиковать приглашение зарубежных экспертов и специалистов-практиков для внешней оценки различных аспектов деятельности заповедников и национальных парков, получения консультативной и методической помощи.

72. Участвовать в мероприятиях, проводимых под эгидой соответствующих комиссий МСОП (Всемирной комиссии по охраняемым территориям, Комиссии по сохранению редких видов, Комиссии по экологическому образованию и др.).

73. Активно содействовать привлечению целевых средств и инвестиций в деле совершенствования инженерной инфраструктуры, благоустройства и решения социально-экономических проблем поселений в границах федеральных ООПТ.

74. Инициировать создание общественных объединений  (общественных советов, клубов друзей и др.) с целью привлечения местного населения к участию в управлении ООПТ.

75. Уделять должное внимание вопросам организации (в том числе в сотрудничестве с профильными учебными учреждениями) циклов обучающих семинаров, стажировок и мастер-классов для местного населения в целях вовлечения местных жителей в развитие устойчивого туризма.

76. Разработать и внедрить систему льгот для местного населения на платные услуги, оказываемые заповедниками и национальными парками.

77. Оказывать содействие в реализации программ поддержки эколого-ориентированного малого и среднего бизнеса на ООПТ и прилегающих территориях (реализация продукции народных промыслов и ремесел, развитие гостевого бизнеса, традиционное сельское хозяйство, экскурсионное и транспортное обслуживание туристов, получение целевых микрокредитов др.).

78. При осуществлении туристской деятельности шире использовать возможности сельского туризма как перспективного направления развития территорий, диверсификации источников доходов местного населения, сохранения культурного и природного наследия.

79. Поддерживать инициативы создания частных музеев в границах ООПТ с целью включения их в туристский продукт.

80. Практиковать совместное формирование и продвижение туристского продукта двух или нескольких близлежащих ООПТ.

81. Диверсифицировать турпродукт ООПТ, разрабатывая программы для разных целевых групп посетителей.

82. Уделять особое внимание событийному туризму, как эффективного методу продвижения своей территории.

83. Заключать договора со всеми туристскими организациями, оказывающими экскурсионные услуги на федеральной ООПТ.

84. Проводить обучение сотрудников турфирм, гидов и экскурсоводов, сопровождающих группы на ООПТ, обращая дополнительное внимание на разъяснение режима особой охраны.

85. Осуществлять контроль за качеством информации о федеральных ООПТ, предоставляемой посетителям сотрудниками сторонних туристских организаций.

86. Учитывать интересы как ООПТ, так и турфирм при формировании соответствующих финансовых отношений (в части введения бонусных программ, системы скидок и иных механизмов).

87. Использовать потенциал Ростуризма, региональных государственных органов  по туризму, туристско-информационных центров  и иных туристских организаций для продвижения турпродукта ООПТ;  максимально интегрировать турпродукт федеральных ООПТ в региональные программы развития туризма и социально-экономического развития регионов.

88. Организовывать информационные туры для турфирм и СМИ на территории ООПТ для продвижения своего турпродукта и представления полной и наглядной информации о туре.

89. Привлекать частный бизнес для развития инфраструктуры приема посетителей.

90. Развивать практику сотрудничества  заповедников и национальных парков в организации совместных программ в сфере туристско-краеведческой деятельности (в том числе обмен школьными группами).

91. Активнее использовать интернет-ресурс zapoved.ru для информирования коллег о своем опыте в туристско-краеведческой деятельности.

92. Развивать практику включения мероприятий, связанных с проведением детских экологических лагерей, школьных научных экспедиций и других форм детского познавательного туризма на федеральных ООПТ, в региональные экологические и туристские программы.

93. Организовать с помощью Интернет-ресурсов заповедников и национальных парков  обратную связь с потребителями услуг в сфере познавательного туризма.

94. Привлекать к участию в развитии  познавательного туризма на федеральных ООПТ, наряду с сотрудниками  заповедников и национальных парков, специалистов сторонних организаций (ВУЗы, учреждения основного и дополнительного образования, туристские объединения  и др.)

95. Разрабатывать и реализовывать совместные программы с региональными государственными учреждениями и некоммерческими организациями, работающими в сфере туризма, в т.ч. детского, с использованием широкого спектра современных форм взаимодействия (фестивали, форумы, слеты и др.)

96. Использовать опыт национального парка «Водлозерский» по подготовке и проведению, совместно со специализированными учреждениями, ИНВА-смен для детей-инвалидов (детей с ограниченными физическими возможностями).

97. Шире использовать многолетний опыт работы с детьми Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения Минобрнауки России, Академии детско-юношеского туризма и краеведения, их методические и другие материалы.

98. Принимать активное участие в работе Всероссийского фестиваля нации на региональных площадках с целью популяризации результатов деятельности заповедников и национальных парков.  

99. Развивать сотрудничество заповедников и национальных парков со студенческими дружинами по охране природы.

 

Просят Русское географическое общество рассмотреть вопрос  о создании телевизионного документального сериала, рассказывающего о заповедниках и национальных парках России.

 

Просят Эколого-просветительский центр «Заповедники»:

1. Провести анализ существующих методических материалов и Интернет-ресурсов в сфере экологического просвещения и  познавательного туризма, направив итоговую информацию в Минприроды России для последующего распространения по федеральной системе ООПТ.

2. Проработать вопрос о возможности дистанционного повышения квалификации сотрудников заповедников и национальных парков.

 

Просят Союз фотографов-натуралистов:

1. Оказать содействие в проведении в 2016 году масштабной фотовыставки, подготовке фотоальбомов и иной презентационной продукции, посвященной 100-летию заповедной системы России.

2. Подготовить типовую форму соглашения (договора) о взаимодействии фотографов-натуралистов с заповедниками и национальными парками в части предоставления соответствующим ФГБУ  результатов работ для использования в просветительских, научных и иных целях.

 

Просят ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» рассмотреть возможность проведения на базе национального парка семинара-совещания по работе с местным населением и органами местного самоуправления,  для представителей местного населения ряда заповедников и национальных парков, демонстрирующего взаимовыгодное сотрудничество ООПТ и местных жителей, возможности для социально-экономического роста и развития местных сообществ. 

 

Просят ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье»  подготовить отчет об этапах создания инструментов для работы с данными космического мониторинга и применения этих инструментов в деятельности национального парка, представив указанную информацию в Минприроды России для последующего распространения по федеральной системе ООПТ.

 

Просят ФГБУ «Государственный заповедник «Саяно-Шушенский» и ФГБУ «Государственный заповедник «Хакасский» продолжить работы в рамках проекта по адаптации беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) к условиям работы с учётом специфики различных ООПТ (физико-географические условия, квалификация персонала и др.), по результатам подготовить и представить в Минприроды России рекомендации по вопросам  использования БПЛА в федеральной системе ООПТ.

 

Считают необходимым:

1. Использовать в целях познавательного туризма в заповеднике участки территории, в сумме составляющие не более 5% от его общей площади, а также (в рамках действующего законодательства) развивать познавательный туризм в границах федеральных заказников,  биосферных полигонов и охранных зон заповедников.

2. Отметить высокую эффективность проведения совместных обучающих, эколого-просветительских и иных мероприятий в рамках региональных ассоциаций заповедников и национальных парков.

3. Проводить общероссийские природоохранные акции (Дни животных – «живых символов России», акции «Я работаю в заповеднике», «Покормите птиц зимой», «Марш парков» и др.).

4. Отметить целесообразность участия руководителей и специалистов заповедников и национальных парков в мероприятиях, проводимых Общественной палатой Российской Федерации и региональными общественными палатами.

5. Обратить внимание руководства страны на необходимость сокращения  количества ежегодных проверок ФГБУ, осуществляющих управление заповедниками и национальными парками,  со стороны  различных федеральных и региональных государственных органов.

6. Отметить эффективность работы Клубов друзей ООПТ (Алтайский, Катунский, Волжско-Камский заповедники, национальные парки «Кенозерский», «Самарская Лука» и др.) и необходимость распространения  данного опыта в федеральной системе ООПТ.

7. Создавать (в т.ч. с участием известных лиц) попечительские советы и фонды поддержки ООПТ,  в целях формирования позитивного имиджа заповедников и национальных парков, привлечения дополнительных финансовых средств и содействия решению иных задач, возложенных на федеральные ООПТ.

8. Проработать вопрос о создании корпоративного Интернет-портала, работающего по типу социальных сетей.

9. Активнее использовать в работе заповедников и национальных парков Интернет-ресурсы, уделять внимание продвижению тематики ООПТ в социальных сетях и на видеоплатформах (YouТube, Vimeo и др.).

10. Отметить значимость в деле формирования позитивного имиджа заповедников, национальных парков и федеральной системы ООПТ в целом  использование на ООПТ инновационных технологий, современной техники (включая малую  авиацию и БПЛА), возобновляемых источников энергии, организацию раздельного сбора мусора, использование вторичного сырья при изготовлении полиграфической и сувенирной продукции, энергосберегающих  технологий, экологичного транспорта и т.д.

11. Выпустить к 100-летию заповедной системы России серию социальных видеороликов «Заповедная Россия».

12. Обобщить накопленный опыт реализации международных проектов на российских ООПТ и сделать его доступным на соответствующих Интернет-ресурсах.

13. Отметить целесообразность дополнительного финансирования международного сотрудничества в сфере ООПТ в части выполнения российскими заповедниками и национальными парками обязательств, вытекающих из международных договоров и соглашений.

14. Одобрить опыт Кроноцкого и Байкальского заповедников по привлечению иностранных высококвалифицированных специалистов  к разработке проектов обустройства объектов инфраструктуры познавательного туризма (экологических троп и «визит-центров»).

15. Развивать практику создания и обустройства объектов туристской инфраструктуры на ООПТ на основе зарубежного опыта, включая использование современных технологий.

16. Обеспечить масштабное участие России в работе VI Всемирного конгресса по ООПТ (ноябрь 2014 г., г.Сидней, Австралия).

17. В рамках двустороннего российско-американского сотрудничества в области охраны окружающей среды предложить Службе рыб и диких животных США организовать в США фотовыставку «Россия заповедная», предоставив для этой цели американской стороне фотоматериалы соответствующего уровня; рассмотреть также возможность проведения такой выставки и в других странах.

18.  Отметить многолетний позитивный опыт реализации природоохранных проектов, связанных с  поддержкой деятельности заповедников и национальных парков, со стороны компании «РУСАЛ»,  шире пропагандировать значимость таких проектов для имиджа крупных промышленных компаний.

   

Участники совещания выражают искреннюю благодарность:

Правительству Республики Хакасия за проводимую в Республике масштабную работу в сфере поддержки заповедного дела и охраны животного мира;

работникам ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский», ФГБУ «Государственный природный заповедник «Хакасский», персоналу спорт-отеля «Гладенькая» за успешную работу по подготовке и проведению совещания, радушие и гостеприимство.

© 2012-2024 ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина»
Адрес: 305528 Курская область, Курский район, пос. Заповедный | Тел./факс: (4712) 59-92-54 | E-mail: alekhin@zapoved-kursk.ru