Экскурсовод, гид, проводник
21 февраля – Международный день экскурсовода. Экскурсовод – часть команды, которая должна обеспечить посетителям удовольствие от посещения заповедника и понимание его ценности, а также защитить заповедник от людей и в свою очередь обеспечить им безопасносность. Основная задача заповедного экскурсовода – взаимодействие между заповедником и теми, кто посещает его, расширение кругозора людей. Благодаря работе экскурсовода туристы становятся более экологически образованными, экологически культурными. Непременные условия – знание основ психологии, которое поможет в предстоящей работе с большими группами людей – например, удерживать их внимание на протяжении длительного времени или рассказывать те факты, которые интересны разным возрастным группам экскурсантов и туристов. Дикция и правильная речь экскурсовода должны быть идеальными.
В заповедниках в роли экскурсовода может быть и директор учреждения, и работник отдела охраны, и научный сотрудник. В Центрально-Черноземном заповеднике в штате – один экскурсовод. Но в экскурсионный сезон иногда прибывают до семи экскурсий в день, и тогда требуется помощь не только сотрудников отдела экологического просвещения, но и работников других отделов. Много и специализированных экскурсий для ученых, специалистов и студентов. Экскурсии по музею и по экологическим тропам или туристическим маршрутам требуют разного подхода. И как их организовать, что делать на маршруте и на стоянке, как сохранить интерес и подчинить всю деятельность образовательно-познавательным целям - целая наука и по всем этим вопросам имеется специальная литература. Но никакая литература не поможет, если экскурсовод лишен воображения, изобретательности, оригинальности, искреннего энтузиазма. Экскурсоводы должны помнить, что люди учатся лучше, если задействовано как можно больше органов чувств, вовлекайте посетителей в полезную для заповедника деятельность, используйте их интересы в содержании экскурсии, задавайте им вопросы.
Основатель и первый директор Государственного Дарвиновского музея Александр Фёдорович Котс сформулировал «Двенадцать заповедей лектору-экскурсоводу», опубликованных в III выпуске Трудов Государственного Дарвиновского музея в 2000 г., которые не потеряли своей актуальности в наши дни и очень помогают нам в работе. Предлагаем их вашему вниманию:
1. Не запаздывай с приходом к группе! В ожидании тебя эта последняя успеет нахвататься столько хаотичных образов, что ты рискуешь, принося ей умственную пищу, натолкнуться на «испорченные аппетиты». Неразумно предлагать гигиеничные рационы людям с засоренными желудками.
2. Не забывай музейно-лекционной «увертюры»! Начинай с характеристики музея в целом, указания его объема, плана и порядка предстоящего осмотра. Неразумно ставить слушателей в положение людей, которые, садясь за стол, не знают, сколько блюд им предстоит усвоить.
3. Помни постоянно о рефлексе зрителей наваливаться на тебя и о необходимости «самозащиты», о развитии в себе обратного рефлекса – отдаления слушателей от себя. Пусть твоим лозунгом сближения с музейной аудиторией будет девиз: «Контакт психический – предельный, но пространственного - никакого!»
4. Помни, что обслуживаешь ты группу в целом, а не только тех, которые случайно оказались впереди. Не смешивай активность мышечную (применение локтей) и интеллектуальную (пытливость мысли).
5. Помни, что усилий голоса, достаточных для конфиденциальной дружеской беседы или сообщения секретов, совершенно недостаточно для лекции в музее, для которой одинаково неприменим вялый шепот и гремящая скороговорка.
6. Не делай вид, что недосмотренное зрителем ты можешь хорошо увидеть «за него». Не прикрывай собою экспонатов! Если в обиходной жизни мало принято стоять спиною к собеседнику, то еще менее – в музеях, ибо посещают их не для того, чтобы глядеть на спины их сотрудников. Помни об афоризме: должно домогаться ясности, но невозможно сделаться прозрачным!
7. Не налагай невольно на себя обета молчания, проходя по залам или обводя глазами объекты, не включенные в русло объяснений, но наоборот, старайся оживленной речью отвлекать внимание аудитории от «лишних» залов и образов; путем психического переключения внимания зрителей на образы и мысли, связанные с темами осмотра. Гнусный афоризм о значении слова как «орудия скрывания мыслей» может быть оправдан лишь в музейной обстановке.
8. Не завершай музейного осмотра «пулеметным языком» и «эстафетным бегом». Не уподобляйся неразумным ездокам, которые загоняют лошадей задолго до прихода к финишу. Умей соразмерять четыре вещи: Время, Тему, Экспозицию и Силы аудитории. Не повторяйся, не тяни и помни: недосказанное в ДВА часа ты не доскажешь и в ЧЕТЫРЕ!
9. Бойся смертного греха музеев и экскурсоводов: утомить музейных зрителей! При первых признаках усталости старайся разогнать её испытанными средствами борьбы со скукой, добытыми арсеналом кафедр и сцены: бодрой речью, острым словом, темпераментом и тембром.
10. Помни о музейно-лекционном ЭПИЛОГЕ! Как нельзя оставить статую без головы и здание – без крыши, также неразумно отпускать экскурсию из стен музея без идейно-обобщающих итогов. Помни, что без этих завершающих «аккордов» виденное зрителем рискует сохраниться в его памяти мозаикой разрозненных картин и образов, собрать которые в «идейно-целое» рядовому зрителю обыкновенно не под силу. Пусть же в практике музейного осмотра ЭПИЛОГ перекликается с ПРОЛОГОМ, как залог идейно-целостного усвоения полученного знания.
11. Не поощряй тенденции малосознательных музейных зрителей: по окончании тематической экскурсии еще раз оббегать музей, имея целью «доглядеть» разделы или экспонаты, не включенные в осмотр. Помни, что в основе этих «самотеков» укрываются всегда моменты недовольства групповодом. Все равно как если бы по окончании парадного обеда, приготовленного опытными гастрономами, сытые гости принялись бы за прихваченные самодельные закуски.
12. Каждая экскурсия в музее, каждый выход лектора пусть протекают в обстановке ПРАЗДНИЧНОСТИ и ИДЕЙНОЙ РАДОСТИ. Пусть каждый групповой осмотр каждого музея будет ПРАЗДНИКОМ для их участников, а их прием в стенах музея – праздником для лектора и групповода.
Возможность поделится своими знаниями, услышать слова благодарности от туристов за интересную экскурсию – это счастье для каждого экскурсовода, гида, проводника.
Экскурсовод – он как учитель,
Как поводырь, как верный друг.
Он говорит – а вы молчите,
И оживает мир вокруг.
Он снова лекцией взволнован.
Сияет вдохновеньем глаз.
Был мир загадок вечных полон,
И вдруг открылся он для нас.
Поздравим же экскурсовода!
Пусть, «песнь» о Мире он поёт.
И его голос вдохновенный
Всем дарит радость и полёт!
Отдел экологического просвещения
Опубликовано 21.02.2014