Удивительная находка
В начале июня довелось наблюдать удивительное явление, которое за 20 лет жизни в Центрально-Черноземном заповеднике мне ранее не встречалось. Недалеко от заповедного поселка в лесу заметил странный дуб, истекающий соком. Никаких видимых повреждений на дереве или на коре не было, но, тем не менее, от самой вершины до корней стекали тоненькие струйки сока. Сок застывал, превращаясь в слегка сладкие капли, и эти полужидкие или полутвердые кладовые привлекали большое количество разнообразных насекомых: шершней, пчел, ос, мух и оводов, жуков-бронзовок, мириады муравьев. В этом обычном наборе снующих насекомых мое внимание привлекли жуки-олени.
Жук-олень (лат. Lucanus cervus) – крупный жук из рода Lucanus в составе семейства рогачей. Является самым крупным жуком, обитающим на территории Европы: отдельные особи самцов могут достигать длины до 83-86 мм при средней длине самцов 70-74 мм. Также является вторым по величине жуком после уссурийского реликтового дровосека (лат. Callipogon relictus) из обитающих на территории России. Жуки-олени встречаются редко и локально. Ареал вида постоянно сокращается, в связи с чем, он занесён в охранные документы и Красные книги многих стран Европы, включая Украину, Российскую Федерацию и Белоруссию. С 1982 года жук-олень занесён во второе приложение Бернской конвенции. Основными причинами сокращения популяции жука-оленя являются массовые вырубки лесов, санитарные «чистки» лесных угодий, неконтролируемый сбор жуков коллекционерами и случайными лицами. Еще древние римляне и греки носили засушенные головы жуков на шее в качестве амулетов, а также надевали их на детей для защиты от болезней. Этот обычай или его пережитки в той или иной форме сохранились в нескольких странах Центральной Европы. Например, в Германии жук-олень все ещё является аксессуаром к традиционному костюму Баварии. Якоб Гримм, наиболее известный своими сказками, писал о традициях и обычаях в Германии начала XIX века и упоминал про жука-оленя. В его книге можно найти свидетельства широко распространённого убеждения, что этот жук влечёт за собой пожары, перенося на своих «рогах» тлеющие угли на деревянные крыши.
Однако вернусь к своим наблюдениям за жуками. Они в количестве 13 штук, как самцов, так и самок располагались на стволе, начиная от земли, и до высоты, примерно в 7-8 метров. Практически все жуки были заняты процессом спаривания и только два жука несколько меньших по размерам, чем остальные самцы, постоянно ввязывались в стычки, отвлекая более крупных самцов от дела продолжения рода. Стычки, как правило, заканчивались тем, что более крупный самец через свою голову сбрасывал противника с высоты на землю. Поверженный жук долго копошился на земле, пытаясь перевернуться со спины, а затем снова с невиданным упорством полз вверх, и все повторялось сначала. Иногда можно было видеть новых подлетающих самцов и самок. Во время полёта самцы держат своё тело почти вертикально, чтобы компенсировать перевешивающие мандибулы (рога). При температуре воздуха ниже +16°C жуки уже не летали. Так продолжалось около месяца, а затем жуки как-то сразу исчезли, да и дерево перестало выделять сок.
Каждое спаривание, длилось не менее 2-3 часов. Через некоторое время после спаривания самки откладывают яйца. Долгое время считалось, что одна самка способна отложить от 50 до 100 яиц, но новые исследования показывают, что она откладывает лишь около 20 яиц. Для каждого яйца самки выгрызают специальные камеры в гниющей древесине – обычно в старых пнях, дуплах деревьев, подгнивших стволах. Стадия яйца длится 5-6 недель. Личинки чаще всего развиваются в подземной части стволов и толстых корнях, в пнях старых деревьев, реже – в мощных ветвях. Развитие личинок происходит только в мёртвой древесине, поражённой белой древесной гнилью, – живые, но заболевшие деревья они не заселяют. Питаясь мёртвой древесиной, личинки жука-оленя выгрызают ходы вдоль волокон древесины и способствуют разложению древесных остатков и играют определённую роль в процессах почвообразования. Цикл развития личинок, в зависимости от климатических условий, составляет от 4 до 6 лет, в среднем 5-летний, максимально до 8 лет. В глубине древесины личинки могут выдерживать морозы до -20°С, но являются очень чувствительными к недостатку влаги, который сдерживает их рост.
В России вид широко распространён в европейской части, включая Курскую, Воронежскую и Белгородскую области. Северная граница ареала на территории России проходит примерно через Псковскую, Курскую, Тульскую, Московскую, Рязанскую, Самарскую области, республику Чувашию и Башкирию (на северо-востоке), южная – Краснодарский и Ставропольский край, юго-восток европейской части (включая Волгоградскую область). Распространён на восток до Поволжья и Южного Урала, а также на Западном Кавказе.
На территории России вид охраняется в заповедниках Кавказском, Жигулёвском, Воронежском, Белогорье, Центрально-Чернозёмном, Башкирском.
Охранной мерой для этого вида насекомых может быть только сохранение в первоначальном состоянии биотопов, в которых они обитают, в частности, создание энтомологических заказников на территории дубрав и других лесов с примесью дуба, ограничение рубки старых дубрав и сохранение отдельных старовозрастных дубов. Кроме того, в сохранении вида важную роль должны играть и разъяснительная работа, и экологическое воспитание молодёжи.
Н.А. Малешин
Опубликовано 06.06.2013